Перевод: обычный
Оригинальная запись: скоро
Озвучка Nicosho: скоро
Роберт: (аудиозапись резко начинается) …делать все, что они захотят. Ни один настоящий мудрец никогда не ел мяса. Не потому, что они переборчивы, а потому, что они соблюдали саттвическую диету. Мне кажется, чем больше расширяется сознание, тем меньше нужно еды. Потребляемая еда становится достаточно чистой. Для этого нет каких-то особенных причин, просто так есть. Когда вы думаете обо всех индейках… (смех) …которые были убиты, миллионах индеек, это кажется странным.
Ладно, я приветствую вас от всего своего сердца. Заметьте, я сказал: «Я приветствую вас». Я не сказал, что мое тело приветствует вас. (смех) Я сказал: «Я приветствую вас». Каждый раз, когда используется местоимение «я», речь идет о сознании. Итак, мое Я такое же, как и ваше. Есть только одно Я. Есть только Один. Есть только одно абсолютное Осознавание. Это Я — есть сознание. Это Я — есть вы и я. Когда я говорю: «Я приветствую вас», то имею в виду всех нас, как Я. Вместе с тем, тело не имеет к этому никакого отношения. Застряв в феномене тело-ум, мы принимаем «я» за личность, которая приветствует вас. Но «я», как личность, не имеет к вам никакого отношения. Я — это сознание. Это ни что иное, как ваше истинное Я. Это называется окончательным Единством.
На прошлой неделе я получил много звонков по поводу занятия, которое у нас было в воскресенье. Люди все еще не могут понять, как иметь дело со своими проблемами. Обычно, именно к этому сводятся все звонки. Такое впечатление, что проблемы есть у всех. Будь это депрессия, или одиночество, или ограниченность, или болезнь. Всегда есть проблема.
Люди хотят знать, как решить их проблемы. Есть только один путь разрешить проблему так, чтобы она больше никогда не возвращалась, но он не лежит на уровне проблемы. Нужно пойти выше, игнорировать проблему и понять, у кого она есть.
Подумайте о своих проблемах, если они у вас есть. Вы говорите: «У меня есть проблема». Ошибка, которую вы делаете, в том, что вы отождествляетесь с телом и умом. Это единственная проблема, которая у вас есть. Вы все еще считаете, что вы — это тело, или деятель, или ум. Это единственная проблема, которая у вас есть, других нет.
Итак, если будет разрешена проблема отождествления с телом-умом, все остальные также будут разрешены. Люди не могут этого постичь. Подумайте об этом. Каждый раз, когда у возникает любая проблема, вы исследуете, кто имеет проблему? Когда вы говорите: «У меня есть проблема», то имеете в виду своё тело, не так ли? Вы говорите о своем уме. Но если вы сможете поймать себя и сказать: «Кто это «я», которое думает, что у него есть проблема?», то осознаете, что у меня никогда не было проблемы. Кажется, что проблема есть у тела. Но вы же не ваше тело. Вы не имеете совершенно никакого отношения к вашему телу. Постарайтесь помнить об этом все время.
Ваше тело подвергается закону кармы. Кармы нет, если нет тела. Вам кажется, что у вас есть проблема потому, что вы считаете себя телом. Вам нужно работать над этим. Осознать, что тело подчиняется своим собственным законам и правилам кармы, и не имеет совершенно никакого отношения к вам, а вы абсолютно свободны. Когда вы смотрите на это таким образом, то становитесь свидетелем своего тела. Вы становитесь свидетелем ваших мыслей. Это происходит само по себе. Вы не говорите: «Я свидетель». Вы говорите: «Свидетель наблюдает мое тело. Чтобы наблюдать, должно быть «я», откуда появилось «я»? Что является источником «я»?» Обнаружьте.
Скажем, кто-то подает на вас в суд. Вы говорите: «У меня проблема, потому что кто-то подал на меня в суд». Если вы реагируете, беспокоитесь, и боитесь, считаете, что что-то не так, тогда вы либо проиграете, либо выиграете этот суд. Но, что бы вы ни делали, вы не поднялись выше, чем проблема. Это означает, что вам опять и опять придется ее пережить, пока вы не придете к такому состоянию, когда не будете реагировать.
Что я имею в виду под «не реагировать». Вы игнорируете повестки в суд? Нет. (ученики смеются) Вы делаете то, что должно быть сделано. Когда вы направляетесь в суд, то осознаете: «Кто идет в суд? Мое тело. Мое тело идет в суд. Мое тело, это кто? Тела нет. Суда нет. Все это иллюзия. На самом деле, иллюзия». (ученики смеются) Если вы посмотрите на это таким образом, произойдет нечто хорошее. (еще больше смеются) Вам может показаться странным, но вы выйдете за пределы и превзойдете это затруднительное положение. Если же вы не сделаете этого, если будете реагировать, как все остальные, со страхом, и скажете: «Я не виновен, я этого не делал», тогда получите проблему. Это будет повторяться снова и снова, как я уже упоминал ранее, пока вы не поймете, что с Я ничего и никогда не случалось. Я — свободно. Я всегда было свободно.
Теперь, представьте себе, кто-то что-то у вас украл, и вы подаете на этого человека в суд. В этот раз вы истец. Снова, если вы опуститесь до этой позиции, то можете либо выиграть дело, либо проиграть. Но, кармически, для вас на этом всё не заканчивается. Это означает, что ваше тело пройдет через это снова и снова. Если вы проверите записи в суде, то обнаружите кое-что очень интересное. Вы обнаружите, что люди, которые подают в суд и на которых подают в суд, приходят туда снова и снова. У них всегда какие-то проблемы, они всегда судятся. Это одни и те же люди. (смеется) Одни и те же люди ходят по кругу. Они находятся на бегущей дорожке и никогда не сходят с нее.
То же самое с доктором или стоматологом. Если вы просмотрите записи докторов или стоматологов, к ним обращаются одни и те же люди. Изредка появляется новый пациент. Как только вы подсаживаетесь на врачей или стоматологов, то ходите к ним снова и снова. Они сделают все для этого. Разве у вас было такое, что вы приходили к стоматологу, и он ничего у вас не находил? Вам всегда потребуется какая-то пломба. А если у вас нет ни одной, они вам её сделают. (ученики смеются) Потому что именно так они зарабатывают свои деньги.
Я пытаюсь сказать, чтобы вы не застревали на этом уровне. Поднимите свое сознание, задав вопрос: «Кто проходит через все это? Я. Кто я? Являюсь ли я своим телом? Являюсь ли я своим умом?» Обнаружьте, кто вы на самом деле. Когда приходит понимание, что вы не тело, все будет гармонично разрешено.
Почему? Потому что сознание – это гармония и блаженство. Если вы станете сознанием, то будете испытывать только гармонию и блаженство. Это включает также и ваше тело, хотя, на самом деле, вы не имеете его. То, что кажется телом, становится гармоничным и блаженным для вас. Другим людям может казаться, что вы умираете, но, с вашей точки зрения, никого нет, чтобы умереть. Никого нет, чтобы иметь проблемы. Это нечто практичное, над чем вы можете работать.
Нужно понять, что все привязывается к «я». Всё, и суд, и истец, и защитник, и повестки, и доктора, и стоматологи. Все это — часть «я». Поэтому, не пытайтесь что-то менять. Идите к причине и спросите: «Почему я прохожу через все это?» Ответом будет: «Потому что ты ничтожество». (смех) Вам придется пройти через это снова и снова, пока вы это не превзойдете. У вас происходит один опыт за другим, вы отождествляете свое «я» с обстоятельствами, не так ли? Вы говорите: «Я проживаю это обстоятельство. Я проживаю это». Но это не правда, это ложное отождествление. «Я» отделено от тела. Мое тело не слушает «я».
Помните, что ваше тело подчиняется своим собственным законам. Ваше тело делает то, что ему нравится. Спрашивает ли оно вашего разрешения, чтобы что-то сделать? Конечно, нет. Когда вы должны пойти в туалет, спрашивает ли тело у «я» разрешения сходить в туалет? Оно заставляет вас почувствовать, что вам нужно сходить в туалет. Когда вы подхватываете простуду, спрашивает ли тело разрешение у «я» подхватить простуду? Конечно, нет. Тело подхватывает простуду. Но, ошибка была в том, что вы отождествляли Я с телом. Теперь вы знаете, что Я — не тело. Я — это сознание, Я — это Брахман, Я — это окончательное Единство, Я это сат-чит-ананда, это ваша истинная природа. Есть вопросы об этом?
УР: У меня есть несколько вопросов по поводу проблем. Первая благородная истина Будды о том, что жизнь есть страдание. Кажется, что проблемы есть всегда, но, как сказал Рамана, важно обнаружить, у кого есть проблемы. Вы знаете, с одной стороны это проблема, а с другой – это милость. Мне так кажется.
Р: Это милость, если вы осознаете Я.
УР: Да, реализация случится, рано или поздно, потому что вы можете устать от этого.
Р: К сожалению, Ричард, так происходит, что большинство людей никогда не устает. (смех) Они проходят через это жизнь за жизнью, одна жизнь за другой, пока однажды не пробудятся к истине.
УР: Может быть, это произойдет, но мы просто хотим быть рядом с кем-то? (смеется)
Р: В конце концов, это произойдет. Но если бы они разобрались со своим «я», им не нужно было бы проходить через все это. Поэтому подумайте о своих проблемах. Есть ли у вас какие-то проблемы, подумайте. Разве вы не говорите: «У меня есть проблема?» Теперь вы можете увидеть свою ошибку? Я не имеет никаких проблем. Я — абсолютно свободно. Пребывайте в Я. Держитесь крепко за Я. Работа заключается в том, что вы задаете вопрос: «К кому это приходит? Ко мне». «Мне» — это то же самое «я». Вы держитесь за чувство «я». Помните, что это только чувство «я». «Я» не существует. Вы отслеживаете его до его источника. Как вы отслеживаете его до источника? С помощью тишины. Вы спрашиваете: «Что является источником «я»?», и молчите. Ответ придет сам по себе. Помните, что вы никогда не отвечаете на вопрос, отвечать может только эго. Какой бы ответ ни пришел, он приходит от эго.
В этом процессе вы пытаетесь уничтожить и ум, и эго, всё вместе. Единственный путь уничтожить ум и эго лежит через тишину. Когда нет мыслей, нет ума. Когда вы пытаетесь оценить свою проблему и разрешить ее, ваш ум делает много шума. Поэтому вы никогда не можете решить свою проблему по-настоящему. Вы можете прекратить ее на время, но она будет продолжаться снова и снова, возвращаться к вам разными путями, преследовать вас.
Например, у человека образовалась опухоль в шее. Вместо того, чтобы обнаружить причину опухоли, он идет к хирургу. Хирург хватает маленький острый нож и говорит: «Нужно ее отрезать». Конечно же, вы это ему позволяете. Потому что, он же хирург, он знает, и у него есть острый нож. Что происходит позже? Месяц спустя опухоль снова вырастает на другой стороне шеи. Вы опять идете к хирургу, и говорите, что вам нужна трансплантация головы. (смех) Он отрезает вам эту опухоль, и теперь у вас два больших шрама. Месяц спустя опухоль опять вырастает на вашей руке, и так далее. Хирург не пытался найти причину опухоли, он просто попробовал избавиться от следствия. Точно также случается, когда вы пытаетесь решить свои проблемы. Вы работаете со следствием, а не с причиной. Причина – сознание. Когда вы отождествляетесь с причиной, проблема исчезает сама по себе в связи с тем, что она никогда и не существовала на самом деле, и вы становитесь свободными.
Если у вас проблемы, вы отслеживаете «я», задавая вопрос: «Откуда появляется это «я»?» и пребываете в «я», пребываете в тишине. Но если у вас сложности с тем, чтобы сидеть в тишине, тогда вы должны практиковать мантру «я-я» и повторять ее снова и снова: «Я-я, я-я, я-я». Это будет сдерживать ваш ум от мышления. Это поможет вам сделать свой ум пустым. Тогда вы сможете пребывать в тишине. Вы должны что-то делать.
Еще раз, не опускайтесь на уровень проблем. Невозможно решить проблему, опускаясь на ее уровень. Просто покойтесь в «я». «Я» приведет вас к тишине, являющейся сознанием. Это чистая разумность и абсолютное осознавание, пустота, нирвана. У вас будет это переживание, если вы будете отслеживать «я» до его источника.
Есть вопросы об этом?
УД: У меня есть вопрос, но я не знаю, как его выразить. Вы учили нас, что с помощью самоисследования, если отслеживать «я»-мысль, можно обнаружить, что «я» нет. Предположим, что это так, вы также дали нам мантру, чтобы успокаивать ум. На вдохе «кто я?», затем пауза «я чистое сознание», затем на выдохе «я не тело». Так вот, кто этот «я», который является чистым сознанием, если «я» нет?
Р: Вы сами. Вы.
УД: Тогда кажется, проблема в семантике, с нашим языком, поэтому мне кажется, что вы говорите о двух разных «я»?
Р: Есть личное «я», и Я, являющееся сознанием. (УД: То есть, личное «я» — это то, которое исчезает?) Да, и затем оно остается как Я-ЕСТЬ. (УД: Но я думала, что вы сказали, что «я» исчезает совсем?) Личное «я» исчезает совсем. (УД: Но не настоящее Я?) В какой-то мере есть настоящее Я. Но кому оно нужно? (смех) (УД: Но ведь во фразе «я есть чистое сознание», кто это «я»?) Бог. (УД: Но мы, все равно, используем местоимение «я»?) Потому что ничего лучше у вас нет. (смех) (УД: Именно это я имела в виду, так или иначе дело в семантике.) Вы можете называть это семантикой. Вы отслеживаете личное «я», оно превращается в Я-ЕСТЬ. Я-ЕСТЬ — это сознание, тишина. Вы хотите прийти к тишине. Другими словами, вы не хотите ходить повсюду и говорить: «Я — настоящее Я, я — настоящее Я. Ведь это все равно, что дерево будет говорить: «Я дерево. Я дерево.» (УД: Верно.) Но для вашего же блага и для вашей собственной практики это превращается в подлинное Я-ЕСТЬ, а подлинное Я-ЕСТЬ, это тишина, покой. Мыслей нет.
УГ: То есть, за фразой «я есть чистое сознание» стоит тишина?
Р: «Я есть чистое сознание» — это синоним тишины. То же самое. Но когда вы хотите выразить тишину, то выражаете ее как чистое сознание. Почувствуйте, какие вы счастливые, когда совсем не думаете, когда у вас совсем нет мыслей. Чем меньше у вас мыслей, тем счастливее вы становитесь. Проблемы начинаются тогда, когда вы много думаете. Поэтому я всегда говорю: «Не думайте дальше своего носа». Как только вы видите мысли, которые появляются, сразу же останавливайте их, спрашивая себя: «К кому они приходят? Ко мне». Пребывайте в «я», держитесь за «я». Отслеживайте его до источника. Источник — это Я-ЕСТЬ, тишина, или покой, в котором есть абсолютное, непрерывное, чистое счастье. Абсолютный покой, блаженство и радость, которые никогда не уходят. Что вы думаете об этом.
УГ: Звучит хорошо. (Роберт смеется)
УВ: Вы говорите, чтобы держаться за чувство «я». (Р: Да.) Это самое большее, что я могу сделать как человек? (Р: Конечно же, нет.) Дальше этого практика не заходит?
Р: Как человек, вы можете сделать много чего. Вы можете принять холодный душ. (УВ: Нет, я имею в виду с точки зрения практики.) Да, вы можете принять холодный душ, это вам поможет. Потому что холодный душ изменяет ваш метаболизм и делает вас более осознанным. Попробуйте. (УВ: Мне не нравится холодный душ.) Это возражение. (УВ: Простите?) Просто попробуйте. Если вы примете душ, например, если вы чувствуете себя не в своей тарелке, или в депрессии, если вы примете холодный душ, депрессия уйдет. (УВ: Мы забываем о ней.) (УД: Вы забываете о депрессии, потому что вам холодно.) (смеется) Это уж точно, происходит много изменений. Но у вас появляется возможность практиковать. Потому что, до этого вы не могли практиковать, так как были слишком сильно подавлены. Теперь вы приняли холодный душ, депрессия уменьшилась, и вы можете практиковать. Вы можете обратиться вовнутрь, а до этого это было просто невозможно сделать. Вы были захвачены проблемой. Или вы можете стать свидетелем и просто наблюдать свою депрессию. Наблюдайте свои действия, просто смотрите, здраво, систематически. Смотрите на свои мысли. Замечайте свои мысли. Замечайте свои чувства и ничего не делайте. Это также успокаивает ваш ум.
Вся ваша садхана заключается в том, чтобы успокоить ум. Сделать ум безмятежным. Это то, чего вы, на самом деле, хотите. Поэтому используйте любой метод, который можете, чтобы успокоить ум. В этом нет ничего чрезвычайного, просто, вы хотите успокоить ум. Когда ум тихий, ваша настоящая природа проявляется сама по себе. Все происходит само по себе. Но когда ваш ум шумный, тогда кажется, что вы должны усердно работать, делать что-то, чтобы изменить свое сознание. Но, по правде говоря, вам нужно сделать совсем немного. Просто практикуйте самоисследование или бхакту. Станьте бхактой, полностью сдайтесь Богу. Скажите: «Да будет воля Твоя, а не моя», и полностью сдайтесь. Иначе говоря, вы отдаете Богу свою жизнь, свои дела и проблемы. Но помните, что не следует это делать поверхностно. Снаружи Бога нет. Вы даете это Богу внутри себя, и затем сами становитесь Богом. И то, и другое ведет к свободе, к освобождению.
В этом у вас есть выбор, и поверьте мне, что это единственный выбор, который у вас есть. Выбор ни на что не реагировать и обратиться вовнутрь. Это единственная свобода, которая у вас есть. Все остальное — карма.
УГ: Роберт, у кого есть выбор?
Р: У истинного Я. Истинное Я содержит себя само. Оно дает вам выбор в качестве тела обнаружить, что вы не тело. Вы все это делаете сами. Я говорю о «я»-эго. (УГ: «Я»-эго не существует?) Конечно, нет, но вы верите, что существует, потому что у вас есть проблемы. (УГ: Это правда.) Пока они есть, не надо ходить повсюду и говорить, что эго не существует. Если эго не существует, тогда не было бы нужды разрешать проблемы. Но, пока вы чувствуете, что у вас есть проблемы, которые нужно решать, то должны знать, что для вас эго все еще существует. Если бы мы все знали, что эго нет, тогда весь этот разговор был бы лишним. Мы общаемся потому, что некоторые из нас считают, что у нас есть эго. Хотя мы и говорим, что это не так.
Поэтому глупо ходить повсюду и повторять: «Я есть Брахман, я есть сознание, я есть чистое осознавание», в то время, как вам больно, и вы считаете, что в вашей жизни что-то не так, и что-то идет неправильно. Пока вы видите, что в вашей жизни что-то не так, неважно, что это, неважно, насколько праведными вы себя считаете, вы можете быть уверены, что у вас есть эго и тело. Тогда работают законы кармы. Чтобы избавиться от этого, вы практикуете любящую доброту, радость, чистоту, принимаете саттвическую еду. Если вы становитесь реализованными, это не дает вам право делать из себя идиота, и это еще кое-что, что мы должны обсудить.
Сегодня существует много людей, считающих себя реализованными, и делающих разные грязные вещи. Они говорят, что это не имеет значения. Они оправдываются, считая, что «я могу делать все, что мне нравится, потому что ничего не существует». Одна такая мысль показывает, что нет никакого просветления. Потому что, в случае реализации, нет никого, кто бы так думал. Понимаете? Такие мысли, что я могу делать все, что хочу, просто не появляются у вас в голове. (смеется) Вы противоречите себе, говоря «я». Для вас «я» все еще существует. Потому что вы говорите, что я могу делать все, что я хочу, потому что я не существую. Если бы вас не было, вы бы не ставили этот вопрос.
УВ: Потому что это относится к телу?
Р: Конечно. Вот как мы себя дурачим. Я знал много людей в других Штатах и странах, которые действительно считали, что они просветленные. Один оказался в тюрьме. Другой совершил суицид, потому что они думали, что это дает им право делать, что им нравится. Поверьте, когда приходит понимание, вы становитесь сострадательным. Вы становитесь воплощением смирения. Вы становитесь радостью для других, не зная этого. Это происходит само по себе. И нет вопроса о том, это просветление или нет. Вы не думаете, что вы просветленный. Такие слова исчезают. Такие мысли исчезают. Нет такого, быть просветленным. Только а-джняни может задумываться, просветленный он или нет. Но суть в этом: вы не ходите повсюду и не совершаете грязные дела.
Я знаю одного человека в группе. Сегодня его нет. Он все время ходит смотреть порнофильмы. Это не хорошо и не плохо. Но он заявляет, что это не имеет значения, потому что, кто смотрит кино? (смех) Вот как он это оправдывает. Если мне кто-то так говорит, я даже не утруждаю себя ответом. Мы действительно должны быть очень осторожными. Мы должны быть осторожными, потому что этот путь, джняна-марга, не дает ограничений, правил и норм. Он лишь советует найти «я». И все. Все остальное позаботится само о себе. Но вы должны быть очень осторожными. Если у вас есть разные телесные ощущение и позывы, и вы думаете, что вы просветлены, забудьте об этом.
Некоторые люди прочитали книгу «Божественный сумасшедший». Я не знаю, читали вы ее или нет, я, бывало, давал ее кому-то почитать. И это ошибка, потому что люди воспринимают написанное буквально. Они думают, что если ты просветленный, то можешь делать разные вещи с другими людьми ради их просветления. Даже не думайте об этом. Потому что такой человек, о котором мы читаем в книге, очень сильно продвинут, и мы даже не можем представить, как он думает. Но многие люди пытаются копировать его. Будьте осторожны. Есть вопросы по этому поводу?
УР: Если говорить о телесных позывах… (смех) Вы говорите, что это признак того, что ты не просветленный?
Р: Обычно люди спрашивают: «Что вы чувствуете, когда становитесь самореализованным?» И я всегда заявляю: «Вы становитесь более человечным». Это означает, вы расширяетесь, становитесь как бы всеприсутствующей любовью. Ваше чувство любви умножается. Ваше чувство смирения возрастает в тысячу раз. Вы чувствуете, будто вы тело всей человеческой расы. Вы — тело вселенной и позывы, которые у вас бывают, это позывы любви. Позывы смирения, сострадания, любящей доброты. Все остальные позывы – это позывы тела. Если вы реализованы, они уходят.
У: (ученики спрашивают о телесных позывах.)
Р: Это меняется. Это меняет их. В этом есть много противоречий. Но, вы все равно можете использовать свое тело, все равно можете заниматься сексом, если хотите, но ощущения совершенно другие. Это за пределами человеческого, и вы не можете это описать, это невыразимо.
УД: Именно поэтому Махараши, как я помню, сказал, что можно быть женатым или неженатым, богатым или бедным, и все равно быть реализованным? (Р: Точно, это никак не связано.) То есть, если бы вы были женаты, то у вас все равно бы были телесные, человеческие… (Р: Что-то было бы, а что-то нет. По-разному.) Но вы сказали, что это будет по-другому или более трансцедентально? (Р: Это будет совершенно по-другому.)
УР: Роберт, я встречаюсь с кем-то, кого я знаю уже какое-то время, и случилось кое-что действительно интересное. Это было очень хорошее чувство, что все заключено в маленьком пространстве, вы знаете, что я имею в виду? Какая-то другая энергия, и затем неожиданно это просто изменилось, несколько часов назад. Я был дома и в полной безопасности, во всей вселенной. Я слушал эту прекрасную музыку, и говорил: «Проживать жизнь, словно ребенок, который никогда не знает причин, и никогда не уходит далеко от дома». Что-то в таком роде. Казалось, что это был ответ на все: «Где дом?» Мой ум был так тих и спокоен, как никогда. (Р: Это хорошо.) Большое облегчение, поэтому я много смеюсь. (Р: Звучит хорошо.) Это было так, словно, я говорил Джиму об этом раньше, потому что для меня это было очень сильное переживание, и есть настоящее желание быть человеком, в определенном смысле.
Р: Вы, на самом деле, не должны себе отказывать.
УР: Да, но даже более того, это как бы больше определенного чувства, что хочется быть вовлеченным, но по-другому, чем раньше, вы знаете. Как бы быть полностью единым с опытом, который проживается, можно так сказать, и даже если это происходит только в моем уме, вы знаете? (Р: Ммм…) И кажется, что происходит облегчение, это, словно бы раз, и взрыв, действительно хорошее ощущение. (Р: Это оно, да.) Да, вы знаете, это как, что бы ни происходило, даже если это фантазия, это тоже реальность.
Р: Это оно. Как я и говорил, вы не думаете об этом.
УР: Да.
Р: Нет мыслей о том, что я должен или не должен. Есть просто опыт. Это вне мыслей или слов. Поэтому я все время повторяю, когда вы попадаете в это состояние, это невыразимо. Нет слов, чтобы его описать. Поэтому мы молчим и ничего не говорим, это лучшее описание.
Когда я говорю, что мы становимся более человечными, я имею в виду, что мы расширяемся, включаем в себя всю вселенную и понимаем, что все есть истинное Я, и я есть То. Это приобретает смысл для вас. Вы не используете эти слова так, как я упоминал. Вы просто знаете это. Вы воспринимаете это так, как оно есть. Но нет слов, которые бы приходили вам на ум. Больше нет слов, вроде, должен я или не должен, прав или неправ, хорошо или плохо. Просто, пребывая собой, вы являетесь человеческой расой, вселенной, всем. Но нет слов, чтобы описать это. Нет законов, которым вы должны следовать, и нет правил, которые вы должны выполнять. Однако, в этом состоянии просто невозможно причинить кому-нибудь боль. Вы вне того, чтобы обижаться и обижать. Это состояние полного смирения, полного сострадания и абсолютной любящей доброты. (УР: Кажется, это не звучало как мотивация или как намерение.) Да, это правда, потому что нет никого, чтобы быть мотивированным. (УР: Правильно. Никого, чтобы быть обиженным или затронутым.) Конечно же, это эго. Только эго может быть затронутым, обиженным или мотивированным. Но, когда эго нет, не о чем думать. Деятель уходит. Поэтому, что бы вы ни делали, оно происходит автоматически, спонтанно. Это вклад в человеческую расу, как я сказал, это никого не ранит. Итак, снова, если вам все еще приходится думать, правильно это или нет, или если вам все еще приходится думать, обижаю ли я кого-то, принимаю ли я правильное решение, тогда вы можете знать, что эго есть и хорошо поживает.
УК: Но, разве это не хорошо, проходить через этот процесс до тех пор, пока эго не уйдет?
Р: Смотреть на себя, наблюдать себя, быть свидетелем того, что происходит. Это ведет к тишине.
УВ: Иначе снова захватываешься игрой.
Р: Конечно, не реагируйте на нее.
УР: Роберт, в моем случае было очень много страха ранить кого-то, и это действительно оказывало большое влияние… Воспоминания все еще имели влияние. Казалось, что я пытался сделать с этим что-то, найти какое-то место, где бы я был в безопасности. Затем, как только я осознал, что это безнадежно, тогда, кажется, все развернулось совершенно по-другому. Словно мир полностью сместился. Страх быть обиженным или, что я обижу кого-нибудь, был воспоминанием, это было, все равно, что жить прошлым.
Р: Это переживание говорит о том, что вы уже наполовину испеклись. (смех)
УР: Что?
Р: Вы наполовину испеклись.
(обрыв в аудиозаписи. Продолжается, когда другой ученик спрашивает про опыт Роберта)
УГ: …сколько вам было лет, Роберт?
Р: Четырнадцать.
УД: До этого у вас были другие духовные опыты?
Р: Да, были. После этого я провел остальную жизнь, подтверждая то, что я ощутил. Я не знал никаких названий, которые мне известны сейчас.
УГ: Вы были лишены эго с тех пор, как вам было четырнадцать?
Р: Вы можете это так называть, если вам нравится, потому что для того, чтобы сидеть здесь и разговаривать с вами, мне пришлось выучить названия, такие как «эго», «сознание», «пребывание в истинном Я». Раньше все было так же, но не было имён. Теперь я дал этому имена.
УД: Это как у Раманы Махарши не было формального религиозного образования, но он мог говорить о писаниях.
Р: Да, это верно, люди дали ему писания, когда он был в пещере. Они приносили ему разные книги, он просматривал их, читал, перебирал. Это подтвердило его чувства.
УД: Я имею в виду, что он понимал их, уже будучи реализованным.
Р: Да. То есть он мог разговаривать с людьми.
УГ: Но есть ли необходимость в подтверждении, или это просто часть тела-ума?
Р: Необходимости не было, но я думал, что я сумасшедший. Я думал, что со мной что-то не так, поэтому я просто не отвечал.
УК: То есть, вы преднамеренно не занимались садханой, чтобы попасть туда, потому что вы даже не знали, что она существует?
Р: Верно.
УК: Это случилось, и вы даже не знали, что это произошло?
Р: Я не имел ни малейшего понятия.
УВ: Вы говорите, что думали, что были сумасшедшим. Вы не страдали от этого, вы просто…?
Р: Нет, за исключением того, что я видел людей в другом свете. Я был как бы отбросом общества. Поэтому я хотел исследовать, что происходит.
УН: Но Роберт, поэтому некоторым людям нужно выполнять садхану, а некоторым — нет?
Р: Это зависит от вашей кармы, которая не существует, все разные. Но самореализация ко всем, по сути, приходит одинаково. Если вы должны выполнять садхану, то должны это делать. Пока вы считаете себя эго, или телом, или умом, вы должны выполнять садхану. Она помогает стать тихим и спокойным. Когда вы тихие и безмятежные, реализация приходит сама по себе.
УН: Люди, которым не нужно заниматься садханой, пожинают плоды своей кармы?
Р: Можно так сказать.
УГ: В вашем случае вам не нужно было делать никакой садханы. Вы как патриарх в традиции дзен. (Роберт смеется) Вы слышали о дайя-сутре, которую пели на перекрестках в Китае? Это было оно? (Р: Там говорится о том, какого оно размера.) Да.
(ученики обсуждают пятого патриарха традиции дзен)
УН: Если у человека нет эго, он знает об этом?
Р: Нет, потому что никого не остается, чтобы знать. Чтобы знать, есть ли у вас эго или нет, должен быть знающий. Но, когда знающего нет, нет эго. Вы просто пустые. Есть только пустота.
УН: То есть, пока человек думает, что у него нет эго…
Р: Значит, у него есть эго. (ученики смеются)
УР: То есть, это состояние, на самом деле, когда не знаешь себя? Не знаешь, есть ли ты вообще. (Р: Это оно.) Как в песне: «Ребенок идет и не ведает причин». (Р: Верно.)
УВ: То есть, есть осознавание, но нет эго в каком-то теле-уме?
Р: Нет даже осознавания, потому что, кто остается, чтобы осознавать? Ничего нет. (УВ: Вместе с тем, вы выражаете этот факт, что эго нет?) Да. (УВ: Мой ум поражается.) Снова, мы возвращаемся к голубому небу. (смех) Если исследовать, нет неба, и нет голубого,. Если вы исследуете, то, в итоге, обнаружите что вы никогда не существовали. (УВ: Пока это не обнаружено…) Вы выполняете садхану. (УВ: Вы действуете так, будто выполняете разные садханы?) Верно, поэтому у вас есть эти различные техники.
УН: Пока вы выполняете садхану, то не пытаетесь найти это логически. Вы, на самом деле, стараетесь отпустить.
Р: Вы отрицаете мир и вселенную. И то, что остается, — это ваша реальность. (УН: То есть, здесь дело не в понимании.) Нет. (УН: Как только вы пытаетесь это понять, это проблема.) Нет никого, чтобы понимать. Но если вы избавитесь от этого кого-то, тогда понимание не нужно.
УГ: Как может быть понимание без кого-то, кто понимает?
Р: Понимать нечего. (УГ: Как свидетельствование без свидетеля?) Это верно. (УГ: Понимание без того, чтобы воспринимать понимание.) Но, снова, понимать нечего, свидетельствовать нечему. Есть просто ничто. Но ничто есть все. (УГ: Здесь мы повсюду бросаемся семантикой.) Да, к этому все сводится. Поэтому тишина – это лучший учитель. Когда вы приходите к этому этапу, тишине, не спорьте с собой. Просто будьте безмятежными, молчите, и вы удивитесь тому, что произойдет.
УГ: Я все продолжаю приходить к такой точке, где я не могу это понять, где это не имеет никакого смысла.
Р: Просто оставайтесь безмятежными, будьте неподвижными. Будьте неподвижными и знайте, что Я ЕСТЬ — Бог. Когда вы неподвижны, Я-ЕСТЬ знает себя как Бога.
УД: Такое впечатление, Роберт, что быть неподвижным трудно. (Роберт смеется) Успокоить свой ум, вы знаете. Ум слишком занятый.
Р: Так кажется. Но, если вы используете процессы, которыми я поделился с вами, то придете к этому. Вы не сможете проиграть с тем, что я использую. (ученики смеются)
УР: Сегодня, кажется, у меня была проблема, и я смог подойти к ней обычным способом. Я был в Санта Монике, когда наступал закат, я гулял и заметил, что ум был очень взбудораженным. Тогда я сел и начал успокаиваться, и эта красота была невероятна. Ум начал постепенно становиться все более и более тихим, затем, когда я поднялся, он опять зашумел. По дороге сюда, я вел машину, движение было оживленным, вместо того, чтобы использовать эту технику, когда начинаешь с внешнего и постепенно работаешь с внутренним, я быстро заметил, что вошел в мир снов, как только я начал думать, что все было миром снов. Это успокоило ум, это было как абсолютная тишина, и это оставалось примерно час, совершенно без усилий. Я никогда не видел такого подхода раньше, но это было вроде признания, что моей реакцией всегда является уход от тишины. Как только я признался в этом, тишина проявилась. Потому что другой способ был в том, что нужно остановить вибрации отклика на вещи и постепенно привести их в тихое место.
Р: Все уникальны. Если это работает для вас, используйте его, это хорошо. Я никогда не скажу вам что-нибудь поменять, если это для вас работает. Если это успокаивает ваш ум, это хорошо. Все, что может успокоить ваш ум, хорошо, любая техника. Но самый быстрый путь — самоисследование.
УН: Когда занимаешься самоисследованием, на самом деле, суть не в причине и следствии, не так ли?
Р: Нет, это выше. (УН: Это карма?) Самоисследование? (УН: Нет, как я сказал, когда занимаешься самоисследованием, дело не в том, чтобы получить результат, дело не в причине и следствии?) Вы не стремитесь к результату. (УН: А что, если нечто обнаружится?) Ничего, на самом деле, не обнаруживается. (УН: Ничего не обнаруживается?) (смех) Вы просто спрашиваете себя: «Кто верит во все это? Кому нужно, чтобы что-то обнаружилось?» Все это тянется к вашему эго.
УН: Но я говорю о том, является ли это вопросом причины и следствия. Вопрос же не стоит так, что «я делаю самоисследование, поэтому я получу это», скорее, вопрос в том, что, «если самоисследование работает, я теряюсь как «я».»
Р: Вопрос в том, чтобы стать тихим. Суть в том, чтобы опустошить свой ум. Самоисследование – это самый быстрый путь, когда вы задаете себе вопрос: «Кто должен опустошить свой ум?» Вы осознаете, что у вас нет ума, чтобы опустошать. Никогда не было никакого ума, и вы становитесь свободными. Не усложняйте это. Пусть это будет настолько простым, насколько возможно. Просто отслеживайте «я» до источника и говорите «я-я», или «я-я, я-я». Если вы будете использовать этот метод, то заметите, как промежуток между «я-я» становится все больше и больше, и именно с этим промежутком вы должны слиться. Между «я-я».
Это точно так же, как когда вы просыпаетесь утром. Перед тем, как вы проснетесь, происходит неосознанная реализация. Попробуйте словить себя завтра утром. Как только вы откроете глаза за долю секунды до того, как вам представится возможность подумать, вы реализованы, это реализация. Но попытайтесь заметить это и держаться за него в течение дня. То же самое случается с вами перед тем, как заснуть. За мгновение до того, как вы засыпаете, вы реализованы. Если вы сможете словить себя и держаться за это, тогда вы будете в вашем истинном Я. Это оно. И вы будете в покое. (УН: Когда вы говорите: «Попробуйте заметить это», кто замечает?) Вы замечаете. (УН: Эго?) Да, эго, вы должны работать с эго-умом. (УН: То есть, эго замечает свое не-существование?) Эго замечает свое место перед тем, как вы просыпаетесь, и перед тем, как вы засыпаете. Вы замечаете его. Затем эго исчезает, и существует только сознание.
УД: И в такой момент будет совершенный покой, верно?
Р: Да. Ум тих, и мысли еще не пришли.
УГ: Обнаружение эго успокаивает его?
Р: Эго замечает покой, и исчезает. Вы не замечаете эго. (УГ: Нет, это просто будет его питать, укреплять его?) Да.
УЮ: Я бы хотел стать более осознанным и просто оставаться как Я-ЕСТЬ в течение ежедневной деятельности.
Р: Если вы будете практиковать мантру «я-я» вечером и утром, то обнаружите, что в течение дня вы более спокойны и умиротворены. Это произойдет само по себе.
УЮ: Очень часто после того, как увлекшись делами, я совершенно забываю вернуть все назад, я осознаю, что я просто проспал. Что я не мог вернуть все назад, и я могу почувствовать, как это отличается от того, если бы это произошло. Если я спокоен, не так сложно почувствовать это.
Р: Да, конечно. Но никогда не сердитесь на себя. Никогда не порицайте себя. Никогда не думайте, что вы совершили ошибку. Лучше наблюдайте себя и осознайте, что вы сделали в своем уме, без порицания, и задайте себе вопрос: «Кто хочет пережить это? Я. Кто я?» И снова держитесь за «я». Если вы хотите, то можете представить, что вы держитесь за веревку. «Я» — это веревка. Вы спускаетесь вниз по веревке до ее конца, и это источник «я». Затем вы отпускаете веревку, затихаете, и вскоре увидите, что произойдет. Вы обнаружите, что перестали падать, ваше тело просто исчезает, и вы находитесь в пространстве блаженства.
УД: Должно быть, для эго будет очень страшно отпустить.
Р: Да, в каком-то смысле. Но эго – это веревка. То есть, вы отпускаете веревку. (УД: А что по поводу этих редких моментов, когда я действительно достигаю абсолютного покоя? Кажется, что чаще всего вмешивается даже не мысль, а восприятие через органы чувств, например, звук, да, у меня звуки чаще всего.) Вы должны выйти за пределы этого. Вы должны исследовать: «К кому приходит этот звук?» И затем возвращаться к «я». Звук приходит ко мне. Держитесь за «я». (УД: То есть, нужно говорить: «Кто это слышит? Кто отвлекается?») Что бы ни приходило, идите за его пределы, исследуя: «К кому это приходит?»
УН: Если бы у «я» был проблеск истинного Я, если бы у эго был проблеск истинного Я, и оно бы чувствовало этот покой, разве оно не становилось бы раздутым и не думало: «Я в покое, я в покое?»
Р: Нет, потому что если у эго происходит проблеск истинного Я, оно исчезает. (УН: Я говорю о нирвикальпа самадхи, а не сахаджа самадхи.) В нирвикальпа самадхи вы испытываете покой и радость, пока вы в самадхи, но когда вы выходите из него, то становитесь снова старым собой. (УН: Да, но когда вы выходите из него в свое старое «я», разве эго не будет склонно думать, например, я пережил это, поэтому я в покое.) Если у вас к этому склонности, то да. Но для некоторых людей это только переходный момент. Они понимают, что переживают нирвикальпа самадхи и хотят идти дальше. (УН: Как Трапур Махарши?) Да, все немного отличаются, поэтому вы никогда не должны сравнивать себя с кем-то другим. Не обращайте внимания на то, какие достижения совершает кто-то, смотрите на себя такого, какой вы есть. Пребывайте в «я», любите себя, знайте себя. Никогда не унижайте себя, никогда не порицайте себя. Неважно, сколько ошибок вы совершаете, не порицайте себя. Именно это и есть богохульство, когда вы порицаете себя. Потому что ваше «Я» действительно есть Бог. Поэтому вы осознаете, что это эго совершало ошибки, а не Бог. Вы исследуете: «К кому приходят эти ошибки?» Затем вы снова проходите через этот процесс: «Я снова совершил ошибку». Опять, это «я», а не истинное Я. Это «я» — тело, «я» — ум, но не Я-ЕСТЬ.
УВ: Могли бы вы сказать, что чувство «я», за которое вы держитесь, это чувство «я», о котором вы говорите? (Р: Да, и что по этому поводу?) Это чувствуется как любовь? Что это такое? Я никак не могу это прочувствовать?
Р: Не совсем. Сначала вы держитесь за свое эго. Вы держитесь за чувство вашего эго и следите за ним. Вы держитесь за него по той причине, что хотите отследить его до источника. Только когда вы попадаете к источнику…(УВ: Прямо сейчас, я не знаю, что это такое, кажется, я не могу его найти…) (смех) Тогда у вас его нет. (УВ: У меня есть это чувство любви. И я говорю о том, а почему бы не держаться чувства любви?) Вы можете держаться за него, если это действительно любовь, тогда любыми средствами держитесь за него. Держитесь за любовь, держитесь за нее. (УВ: Это ощущается как любовь, даже для меня.) Держитесь за это и смотрите, что происходит. (УВ: … это ощущается, как нечто очень умиротворенное.) Держитесь за это, и посмотрите, что произойдет.
УК: Но Я — это не-«я»? (Р: Потому что вы держитесь за «я». Вы держитесь за …) Другое, не то, что истинное Я?
УВ: Это даже не то, чтобы держаться за него, это больше как, оно прямо здесь? На самом деле, я не держусь за него, это просто позволение этому быть здесь. (Р: Вы знаете, что оно есть?) Знаю ли, что оно есть? Кажется, что нет «я», которое бы знало, что оно есть, оно просто есть.
Р: Тогда оно есть, это хорошо. Это хороший знак.
УГ: Если оно есть, почему нужно держаться за него? (Р: Это верно.)
УВ: Держания нет.
Р: Если есть истинное Я, тогда никогда ничего нет, чтобы держаться. Но если это эго, которое думает, что это истинное Я и обманывается, воображая, что это любовь, тогда вам приходится держаться за это.
УР: То есть, ваше удерживание – это все равно, что сказать, не воображайте это, этого больше нет в каком-то смысле, не нужно ставить что-то на его место?
Р: Да, пока кто-то чувствует, вы должны удерживать это. То есть, вы должны держаться, пока чувство не уйдет, и вы не попадете к источнику. (смеется)
УК: То есть, нужно держаться с намерением, кто переживает это. (Р: Да.) Вы держитесь за это с целью заниматься этим процессом с тем, чтобы это также растворило эго?
Р: Да. Все удерживание, все веревки и все, за что вы держитесь, эго – все это от ума. Все это проекция вашего ума. Когда вы действительно чувствуете любовь, это неописуемо. Нет ума, нет проекции. Ничего не выходит, и ничего не приходит. И никого не остается, чтобы что-то чувствовать.
УК: На самом деле, вы говорите нам про то, что мы переживаем все время?
Р: Да.
УГ: То есть, мы занимаемся самоисследованием и держимся за чувство «я», и чувство «я» очень сильно связано с телом и всем, что относится к телу, и этого тоже нужно держаться?
Р: Вы держитесь за «я», потому что вы хотите дойти до его источника.
УГ: Если вы действительно хотите, то можете иметь это ощущение тела и все, что с ним связано.
Р: Да, это «я». Вы держитесь за него, вы не концентрируетесь на нем, вы держитесь за него и отслеживаете его до конца, к источнику. (УГ: Какая разница между тем, чтобы держаться и отслеживать его?) Вы просто наблюдаете его, вы смотрите на «я». Вы смотрите, как «я» спускается все ниже и ниже в сердце. (УК: Смысл в том, чтобы отследить его до его источника?) Отследить его до его источника. И вы концентрируетесь на его источнике, а не на «я». Концентрация делается на источнике, который означает ничто, покой, тишину, и все исчезает.
УГ: И это отличается от держания за «я»?
Р: Вы держитесь за «я», это эго. (УГ: Почему бы не отпустить его?) Потому что, если вы отпустите, то ни к чему не придете. (УГ: Это нормально.) Нет, это не нормально, потому что если вы отпустите «я», придет что-то другое и займет его место. (УГ: Например?) Другая мысль. (смех)
УК: Вы будете опять думать, что вы тело.
Р: Идея в том, чтобы держаться за него до конца, до источника. Затем оно исчезает само по себе. Но не заблуждайтесь размышлением о том, что я отпускаю «я», потому что вы уже сказали: «Я отпускаю «я»». Чтобы отпустить должен быть еще кто-то. Пока есть кто-то, вы, все равно, «я».
УР: Когда вы перестаете практиковать, опять начнут появляться формы с ощущением своей реальности, и вы узнаете, что вы в уме. (Р: Верно.) Как только источник достигнут, у форм не будет собственной реальности, они станут кажимостью. (Р: Верно.) Вещи просто двигаются сами по себе, и нет деятеля. (Р: Правда, вы все это делаете, чтобы добраться до источника, основы существования.)
УФ: Роберт, какая разница между «я», которое привязано к чему-то, и «я», которое ни к чему не привязано?
Р: «Я», которое ни к чему не привязано, на самом деле есть сознание, это Я-ЕСТЬ. «Я», которое привязано к чему-то, это эго. (УК: Маленькое «я» это: «Жизнь – фигня, и потом ты умрешь».) (ученики смеются) (УФ: Спасибо.) Правда.
УК: Эго – это, когда я есть то или это, но когда это просто я, это не эго. (Р: Верно.) Рамана всегда говорил: « «Я» не может оставаться одно, это эго, я большой, я маленький и т.д., с «я» всегда что-то есть, поэтому имеет место чувство эго.
Р: Да, когда «Я» само по себе, это сознание.
УК: Правильно.
Р: Но способ избавиться от своих проблем, опять-таки, в том, чтобы осознать, что все они привязываются к «я». Ваши проблемы уйдут, когда вы превзойдете «я». Попробуйте это завтра. Когда у вас появится проблема, вместо того, чтобы иметь дело с проблемой, свяжитесь с «я». Отследите «я», и у вас не будет проблем.
УГ: То есть, вы используете «я», как нечто вроде мантры?
Р: Нет, когда вы используете «я», то говорите: «я-я». Но вы это делаете после того, как отслеживаете «я» до его источника. И если затем приходят другие мысли, вы используете мантру: «Я-я, я-я». Это замедлит ваш ум и будет удерживать вас от мышления.
УГ: Отслеживать «я» до его источника. (Р: До его источника.) Одновременно? (Р: Да.)
УЮ: Говорится, что, на самом деле, «я», которым является эго, это ложь и всего лишь связка мыслей. И когда мы его видим таким образом, то пытаемся смотреть на него. Конечно же, я не могу найти маленькое «я», поэтому я думаю, ладно, тогда я просто буду смотреть на мысли или ощущения, то есть, на самом деле, нет никакого существа, которое можно назвать «я». Если вы собираетесь на что-то смотреть, все, на что вам нужно смотреть, это мысли или телесные ощущения. Но, все равно, кажется, что есть промежуток, что есть что-то, что смотрит.
Р: Потому что вы не задали вопрос: «К кому приходят эти мысли?» Задайте себе этот вопрос: «К кому приходят эти мысли?»
УГ: А как в самом начале возникает маленькое «я»?
Р: Оно не возникает. (УГ: Так кажется?) Так кажется. Поэтому вы называете это «чувство я». (УГ: Как возникает эта видимость?) Она никогда не возникает. Потому что это только кажется. Это оптическая иллюзия. Это как сказать: «Как возникает тело?» Мы говорим о том, чтобы избавиться от тела, но при этом имеем в виду тело, которое даже не существует.
УФ: Иллюзия отождествления, которая, на самом деле, не существует?
Р: Точно. Тела нет, но оно кажется реальным. Точно так же, маленькое «я» кажется реальным. Но нет маленького «я».
УН: То есть, это словно кризис идентичности? (смех)
Р: Это правда. Всегда думайте об оптической иллюзии, которую вы видите. Сравнивайте с этим. Как вода в пустыне, она не существует. Если вы смотрите вдаль на рельсы, кажется, что они превращаются в одну. Вы это когда-нибудь видели? Это оптическая иллюзия. Точно так же, видимость мира, тела, Бога, вселенной – это оптическая иллюзия. Это не существует. Это как сон. Помните, что когда вам снится сон, вы в нем спорите, думая, что он реальный, точно так же, как мы сейчас здесь. Вам снится сон, что вы на занятиях, что вы переживаете точно то же, что мы переживаем сейчас. Вы просыпаетесь, и все прошло. Когда вы очнетесь, оно уйдет и вы будете свободны. (смех)
УГ: Кому снится сон? (Р: Никому.)
УК: Оптическая иллюзия рельс – это, возможно, единственная настоящая оптическая иллюзия, о которой я могу подумать. Потому что есть две рельсы, которые кажутся одной. И в реальности все одно. То есть, оптическая иллюзия – это реальность. (Р: Можно и так сказать, если вы желаете.)
УГ: Никому не снится сон, но сон свидетельствуется.
Р: Сон свидетельствуется как иллюзия. (УГ: Есть свидетельствование сна, нет «свидетеля», но есть свидетельствование сна.) Есть свидетельствование сна, пока вы верите в свидетеля, потому что эта концепция исходит из вашего ума. (УГ: Свидетеля нет, есть только свидетельствование.) Кто свидетельствует? (УГ: Никто.) Точно, это ответ.
УК: Теперь вы счастливы? (УГ: Я и раньше был счастлив.) (смех)
Р: Смотрите, нам нравится говорить о свидетельствовании, снах и всем остальном, но это лишь для того, чтобы поговорить.
УГ: То есть, вы смотрите на мысли и не позволяете им идти дальше своего носа? А затем вы переходите к самоисследованию: «Кто этот «я», и кто смотрит на себя?».
Р: Да, следите за «я». (УГ: Оставаться с «я» и использовать его.) Так же как вы следуете за лидером. (УГ: Нужно следовать за «я».) Следуйте за «я» и осознайте, что вся вселенная привязывается к «я». Поэтому, когда «я» исчезнет, все остальное тоже уйдет.
УГ: Это просто игра, это такой способ разыграть себя, притворяться чем-то, чем ты не являешься.
Р: Вы правы, потому что ничего из того, что я сказал, не является правдой. (УГ: Я признаю это. (смех) Тогда зачем нам утруждать себя слушанием?) Почему я здесь? (смех) Кто знает? (смех) (УГ: Нет, кому какое дело?) (смех) Я никогда не пытался это понять.
УР: Вы знаете, Роберт, сегодня было забавно, потому что каждый раз, когда я спрашивал себя «кто я?», то всегда чувствовал, что мне неважно. И я почувствовал, что вы только что ответили на это, вы знаете, это чувство невероятно глубокое. Мне действительно неважно.
Р: Будьте осторожны, потому что в ваших ежедневных занятиях вам может тоже быть неважно, если кто-то умирает, и вы не попытаетесь помочь. (УР: То есть, не делать это личным, вы об этом говорите?) Правильно, не делайте это личным. Но, в действительности, нет никого, кому было бы важно. А кому это важно? (смех) КОМУ ЭТО ВАЖНО?
УД: Почему сознанию понадобилось занять себя игрой?
Р: Это не так. Это иллюзия. (УК: Этого нет.) Правильно, ничего не происходит. (УК: Дана даже не задала этот вопрос, правда?) Дана не существует. Кажется, что она существует.
Что вы читаете, Нирада? (ученик смотрит вверх) Что вы читаете? (УН: Помните то, что я читал, когда вы были в кровати?) Ах, да. Вы бы хотели это прочитать?
УН: Я собирался. Вот, что я читал:
«Нет сомнений, что природа ума – пустота. Нет никакого основания. Ваш собственный ум не имеет основания, как пустое небо. Вы должны посмотреть на свой собственный ум и увидеть, так это или нет, не имея никакой точки зрения, о том, что он пустой.
Нет сомнений, что самовозникающее первичное сознание с самого начала всегда было чистым и сияющим. Как сердце солнца, которое само по себе возникло из себя. Вы должны смотреть на свой собственный ум и увидеть, так это или нет.
Нет сомнений, что это первичное осознавнаие, которое является свойственным каждому, непрерывно. Как главное русло реки, которое течет непрерывно. Вы должны смотреть на свой собственный ум и увидеть, так это или нет.
Нет сомнений, что многообразие движений, которые возникают в уме, не может быть постигнуто воспоминаниями. Эти движения – порывы без основания, которые движутся сквозь атмосферу. Вы должны посмотреть на свой собственный ум и увидеть, так это или нет.
Нет сомнений, что, какая бы видимость не возникала, все они самопроявляющиеся. Как изображения в зеркале являются просто самопроявляющимися, они просто возникают. Вы должны посмотреть на свой собственный ум и увидеть, так это или нет.
Нет сомнений, что все разнообразные свойства вещей свободны в собственном состоянии. Как тучи в атмосфере, которые сами возникают и сами освобождаются. Вы должны посмотреть на свой собственный ум и увидеть, так это или нет».
Р: Спасибо.
У: Вы можете сказать, кто может это видеть и кто не может?
УН: «Самоосвобождение в видении с чистым осознаванием». Переведено Рейнольдсом. Джон Рейнольдс. Я еще немного почитаю:
«Не существует других феноменов, кроме тех, которые возникают в уме. Кроме созерцания, которое возникает, где есть тот, кто созерцает.
Не существует других феноменов, кроме тех, которые возникают в уме. Кроме поведения, которое возникает, где есть тот, кто себя ведет.
Не существует других феноменов, кроме тех, которые возникают в уме. Кроме реализации, которая возникает, где есть тот, кто реализует..
Вы должны посмотреть на свой собственный ум, наблюдать это снова и снова.
Когда вы смотрите вверх, в пространство неба вне себя, если не возникают мысли, которые являются проекциями-излучениями, и когда вы смотрите в собственный ум внутри себя, если там нет проецирующего, который проецирует мысли, выдумывая их, тогда ваш собственный, едва уловимый ум, станет прозрачно ясным, и не будет ничего, чтобы проецировать.
Поскольку чистый свет вашего собственного, присущего вам осознанвания, пустой, это дхарма-кайя, и это, словно солнце, которое выглядывает из-за туч, освещая небо. И хотя нельзя сказать, что этот свет может владеть какой-то формой или очертанием, тем не менее, его можно познать в полной мере. Знание, возможно ли его понять или нет, особенно важно». (заканчивает читать)
Нирада: Я еще почитаю что-нибудь из Аштавакры.
«По природе мой ум пустой. Даже во время сна я пробужден. Я думаю о вещах не думая. Все мои впечатления о мире растворились. Мои желания растаяли. Тогда какое мне дело до денег, или удовлетворения чувств, или друзей, или знаний, или святых книг, или освобождения, или зависимости, что это все для меня? Какое мне дело до свободы? Ведь я познал Бога, сокровенное истинное Я. Свидетеля всего. Без глупца, в свободе мысли. Я делаю так, как мне угодно, и лишь подобные мне понимают мои пути».
УК: Как он может думать без думания?
Р: Чтобы вы могли думать, должен быть кто-то, чтобы думать, но когда вы выше этого, в просветленном состоянии, в реализованном состоянии, мышление спонтанное. Вы можете думать только о том, что присутствует в данном моменте. Поэтому я говорю, чтобы вы никогда не думали дальше своего носа. Вы думаете в моменте, и все на этом. А затем мысли растворяются.
УВ: Роберт, это правильный перевод? (Р: Я не знаю.) Было такое впечатление, будто там кто-то это говорил. А текст до этого звучал очень прозрачно.
Р: Это идет из другого источника. Но это достаточно ясно. Он пытается объяснить это в качестве эго. Когда кто-нибудь пытается что-нибудь объяснить, всегда работает эго. Как еще это можно объяснить? Чтобы объяснить это, должно быть эго. Поэтому самая большая польза, которую мы получаем на сатсанге, это не то, что я говорю, а просто пребывание здесь.
(пауза)
Если вы действительно захотите покаяться, просто посидите в тихой медитации и понаблюдайте совершенную реальность внутри. Потому что все виды ошибок просто-напросто возникают из ошибочной мысли. И как утренняя роса перед восходом солнца, она может быть совершенным образом уничтожена благотворным светом мудрости.
Давайте посидим в тишине несколько минут.
(долгая тишина, затем Роберт заканчивает)
…покой. Как вы себя чувствуете? Постарайтесь оставаться такими же умиротворенными, как сейчас, в течение ваших ежедневных дел. Не воспринимайте ничего слишком серьезно. Просто наблюдайте происходящее в мире, и не реагируйте на него. Смотрите на все, будьте бдительны, но оставьте его в покое. Не пытайтесь ничем завладеть и не пытайтесь ничего отбросить. Просто будьте собой. Не имейте чувства, что я деятель. Позвольте телу заниматься своими делами, но сами оставайтесь с «Я», и у вас все будет хорошо.
Кто-нибудь желает еще что-нибудь сказать? В следующий раз мы встречаемся в воскресенье в два часа дня, правильно?
УК: Вы когда-нибудь рассматривали время с 9 утра до 12 дня?
Р: Нет, это никогда не рассматривалось.
(ученики смеются, конец аудиозаписи)
Добавить комментарий